Абитуриент Плюс (abiturient_plus) wrote,
Абитуриент Плюс
abiturient_plus

Category:

О бедном родителе замолвите слово

В последнее время, не без помощи СМИ, в обществе сложилось устойчивое мнение о бедном, вусмерть замученном учителе. Да что там СМИ, я и сама неоднократно писала о тяжкой учительской доле. Куча работы, отчетов, масса проверяющих и надзирающих органов, неадекватные родители неадекватных же детей, маленькая зарплата и большая нагрузка... И отчасти все это верно. И зарплаты не газпромовские, и дети неадекватные - привет инклюзии, стали встречаться все чаще.

С другой стороны, ежедневно лицезрея все прелести школьного образовательного процесса, у меня все чаще стала закрадываться мысль, что нас где-то... хм... обманывают. Судите сами.

По моим наблюдениям, школа прекрасно вписалась в рыночную экономику. Учителя не смущаясь, без дрожи в голосе и краски на щеках, совершенно спокойно и буднично объявляют сумму и цель очередного "добровольного пожертвования" школе. На что угодно. Окна, двери, камеры... Также совершенно спокойно говорят о том, что за дополнительные занятия с ребенком им не платят. И совершенно спокойно платно учат ребенка тому, чему почему-то не могут научить бесплатно. В той же школе, в том же классе. У меня со старшей так было. В 11 класс она пришла в новую школу, и выяснилось, что без репетитора она ну никак не сдаст ни математику, ни русский. Это ее математичка и учитель русского мне открытым текстом сказали. И если на репетиторство по математике ребенок согласился, потому что ей нужно было сдать профильный, а не базовый уровень, то по поводу русского однозначно сказала - нет. Мне он не нужен, я и так сдам. Ребенку я верю больше, чем учителю, который знает ее полтора месяца, поэтому от услуг репетитора по русскому отказались. И да, ЕГЭ она сдала без репетитора. А вот по математике она занималась весь учебный год, с той же математичкой, что и вела у них уроки. И что-то мне подсказывает, что ни за аренду помещения школе, ни налогов с репетиторства педагог не платила. И дочь моя у нее была не единственной ученицей. И при таком раскладе уже вроде как-то и неловко говорить о бедных педагогах?

Так вот, в рыночную экономику школа вписалась полностью. При этом лихо сняла с себя все обязанности непосредственно по результату обучения. Какой индивидуальный подход к ребенку? какие допзанятия, если ребенок чего-то не понял? К репетиторам, только к репетиторам. Я на собрании задала нашей филологине вопрос - а когда вы детям знания давать успеваете? Вот, вы нам на доске расписали количество их проверочных работ за четверть. Число получилось внушительным. Но точной цифры не помню, а врать не буду. Она слегка замялась, потом неуверенно ответила - "ну, я даю им знания". Ну даешь... Если вы "ну даете" все, тогда почему ж большинство детей в классе бегает по репетиторам помимо школы?

Впрочем, для родителей школьников ответ на этот вопрос прост. А потому, что школа давным-давно по факту осуществляет контроль знания. И натаскивает детей только на ЕГЭ. Поэтому даже в рамках одной школы программы обучения не согласованы. В началке наших детей не учили писать сочинения. А в пятом классе их тоже этому не учили. А просто стали требовать с первых дней - пишите. И по определенному алгоритму. В частности, в сочинении нужно указать автора произведения, год его написания, исторические условия и исторические прототипы героев. Выделить понравившийся эпизод и обосновать, чем именно он понравился. В заключении написать, чему учит произведение. И вроде ничего сложного. Но только для тех, кого этому научили. А их - не учили.

Опять же, отмена уроков. Учителя нет - урока нет. Наши две недели учились по два-три урока, вместо 6 положенных. Пропущенный материал никто не наверстывал, разумеется. Но проверочные работы и ВПР не учитывают того, что материал изучается кусками. Поэтому - репетиторы. Или двойка. Кстати, о ВПР. Наша классная так и сказала на собрании - в идеале, все оценки за проверочные работы и окончательную ВПР по предмету должны совпасть. На мой вопрос - "с каких пор ВПР стала оценочной?" - ответила, "ну это мы так, для внутренней отчетности оцениваем, оценок, конечно, не ставим". И вот эта их отчетность - единственная цель школы. Вся работа строится на показателях и их улучшении. Точнее - на показухе и формализме. Ученику места в этом процессе нет.

Наконец, самое главное. Успешно и лихо вписавшись рыночную экономику, школы часто практикуют советские методы воспитания. Унижение ученика перед всем классом - норма. Заставить детей убирать пришкольную территорию - норма. При этом, апеллируя к тому, что-де в наше время тоже вкалывали, но людьми все стали. Господа, ну уж или трусы наденьте, или крестик снимите! В те времена, когда школьников использовали как рабсилу, ваши родители школу на свой баланс принимали? деньги носили туда на камеры, окна и прочее? А тут и школе отстегни, и ребенка как рабсилу предоставь... Нет уж, навыки дворника не то, что меня может интересовать в образовании моего ребенка. Если я не буду оплачивать ей репетиторов, то она их и на практике быстро освоит. Если удастся в дворники попасть, а то ведь мигранты монополизировали эту сферу давно.

И вот видится мне в этой ситуации бедный родитель, а никак не учитель. Такой обычный, средний родитель. Не олигарх, но и не маргинал. Олигархи в наших Палестинах не водятся, а маргиналы... Им проще. Это они - страшный сон учителя и остальных родителей. Это на их детей нет управы. Это их дети срывают уроки и мешают остальным. Но им на это наплевать. Из школы их чадо не выкинут, а все остальное им до лампочки. Вот они от нынешней системы образования в выигрыше. А мы... А мы, как родители, в глубокой заднице. Большинство из нас из страха (и часто весьма обоснованного!) навредить ребенку, безропотно расстегивает свой не то чтоб слишком пухлый кошелек по просьбе школы. А потом также безропотно расстегивает его у репетиторов. И свято верит, что все это - правильно. Так и должно быть. Ведь школа плохому не научит.

P.S. Недавно узнала от дочери, что слово ШКОЛА современные школьники расшифровывают как Шизанутая Колония Одиннадцати Лет Ада. И я уж в который раз поразилась точности детских формулировок. Еще незамутненного разума и незадуреной, несмотря на все усилия патриотов, головы.
Tags: школы, школьное образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments